|
История издательского дома
Издательство «Музыка» – преемник и
продолжатель традиций знаменитой фирмы «П. Юргенсон», основатель
которой Петр Иванович Юргенсон (1836–1903) начал свою деятельность
на музыкально-издательском поприще в 1861 году. Ближайший друг и
сподвижник П.И. Чайковского, П. И. Юргенсон (1836 – 1903) был
главным издателем его сочинений, личностью огромного масштаба и
широчайшего кругозора. Начав с малого, он сумел к началу XX века
вывести свое издательство на уровень крупнейших мировых музыкальных
фирм.
Петр
Иванович Юргенсон
Благодаря ему десятки композиторов
обрели известность. Был создан целый пласт педагогической
литературы, опубликовано множество произведений отечественной и
зарубежной музыки. После смерти П.И. Юргенсона его дело успешно
продолжил его сын Борис Петрович Юргенсон (1868-1935).
В 1918 году фирма национализируется и
продолжает работу как подразделение Музыкального отдела Наркомпроса
(до 1921), а затем как Музсектор Госиздата.
В 1930 году учреждение приобретает самостоятельность и отныне
называется Государственным музыкальным издательством (Музгиз). В
1964 году оно получает нынешнее свое название – «Музыка». В течение
семидесяти лет советской власти издательство было главным
производителем нотной и книжной музыкальной литературы, которая
печаталась огромными тиражами. Учебники всех уровней, разнообразные
хрестоматии, академические многотомные собрания сочинений, опусы
современных композиторов, музыковедческие исследования и популярные
брошюры, «легкая» музыка – не существовало такого вида музыкальной
литературы, который не был бы представлен в каталогах «Музыки».
В годы «перестройки» издательство
лишилось мощной финансовой поддержки государства, тяжелая
экономическая ситуация и ряд других обстоятельств поставили его на
грань выживания. Понадобились огромные усилия нового руководства и
высокопрофессионального коллектива сотрудников, отдавших работе в
«Музыке» десятки лет, чтобы выправить ситуацию и вернуть предприятию
лидерство в области издания классической музыки и учебной
литературы.
Серьезным «прорывом» в новую для «Музыки» область стала специально
выпускаемая учебная литература по музыке для общеобразовательных
школ. Многие издания «Музыки» и ранее использовались в практике
педагогов общеобразовательных школ. Но в июне 2016 г. приказом
Министерства образования и науки России «Музыка» официально была
введена в так называемый федеральный перечень издательств, имеющих
право выпускать учебную литературу согласно Федеральному
Государственному Общеобразовательному Стандарту (ФГОС).
Также совершенно новым направлением в деятельности «Музыки» стали
инновационные разработки по созданию электронных изданий. Мобильное
приложение, получившее название E-MUSICA, содержит «звучащие»
нотные издания, учебники по музыкальной литературе. «Наконец Школа
Николаева зазвучала!» – эти слова выдающегося пианиста современности
Дениса Мацуева об электронной – «звучащей» версии Школы игры на
фортепиано под редакцией А. Николаева как нельзя лучше отражают
революционный шаг, который сделан «Музыкой». Зазвучало и знаменитое
Сольфеджио Калмыкова и Фридкина» – самое распространенное
пособие по одноименному предмету. В этом же мобильном приложении
пользователи найдут популярные и редкие нотные издания, книги о
музыке – впервые выпущенные и давно не переиздававшиеся, но не
потерявшие свою ценность.
Издательство развивает новый тип электронного издания, так
называемое «музыкальное мультимедийное издание» (МММИ). Ярким
образом его стал фортепианный цикл П.И.Чайковского «Времена года».
Издание, впервые соединяющее факсимиле рукописи, уртекст,
педагогическую редакцию Я.И. Мильштейна и К.С. Сорокина, -видео и
-аудиозапись каждой пьесы цикла, способно дать новое, объемное
представление об этой великой музыке. Программы для интерактивных
досок и столов – еще один из активно разрабатываемых проектов.
«Музыка», которой в этом году (включая дореволюционный – «юргенсоновский»
– период) исполнилось 155 лет, сохраняет великие традиции
старейшего и крупнейшего музыкально-издательского центра страны,
становится «пионером», создавая совершенно новые – инновационные
учебные пособия, подобных которым нет в стране и в мире.
В своем завещании, написанном в 1903 году, Петр Иванович Юргенсон
просил сохранить издательство непременно под его именем. Однако
судьба его фирмы оказалась весьма драматичной. Начиная с 1918 года
знаменитый российский бренд исчезает на долгие десятилетия. Но
музыканты продолжали пользоваться старыми юргенсоновским нотами, с
трепетом прикасаясь к пожелтевшим страницам прекрасных изданий. В
2004 году по инициативе генерального директора издательства «Музыка»
М.А. Зильберквита, которую поддержал правнук издателя Б.П. Юргенсон,
в России снова появилось музыкальное издательство «П. Юргенсон».
Разумеется, новый «П. Юргенсон» не может достичь производственного
размаха своего предшественника. Однако вся его деятельность ведется
в соответствии с заветами и принципами П.И. Юргенсона, главный из
которых – пропаганда отечественной музыки. Молодое издательство
завоевало большой авторитет в России и на Западе, осуществив за
небольшой срок ряд уникальных проектов:
– Издание сочинений П.И. Чайковского
и литературы о нем стало продолжением традиции, начатой основателем
дореволюционного «П. Юргенсона». Фонды библиотек России и мира
пополнились новыми нотными и книжными изданиями. Среди них – более
50 наиболее важных инструментальных и вокальных сочинений
композитора, двуязычный (русско-английский) «Тематическо-библиографический
указатель сочинений П.И. Чайковского», двухтомник переписки
Чайковского и Юргенсона, книга «Неизвестный Чайковский» и ряд
других;
– Научно-комментированные издания
также восходят к заветам П.И. Юргенсона, ратовавшего за чистоту
авторского текста. Впервые в России опубликован уртекст «Картинок с
выставки» М. Мусоргского. «Времена года» П. Чайковского изданы как
Urtext & Facsimile. Подобное издание, соединившее «под одной
обложкой» авторский текст, комментарии и факсимиле, не выпускалось
ни в России, ни за рубежом:
– Публикация всех главных сочинений
С.В. Рахманинова явилась результатом многолетних переговоров с
живущими на Западе правообладателями, позволивших «П. Юргенсону» –
единственному (кроме издательства, выпускающего собрание сочинений
композитора) на территории бывшего Советского Союза – получить
лицензию на осуществление этого уникального проекта. Ведь, как ни
парадоксально, издание в России сочинений Рахманинова без подобного
разрешения являлось незаконным.
– Выпуск малоизвестных сочинений
прошлого и настоящего – еще одна традиция, унаследованная от П.
Юргенсона. Наряду с творениями М. Глинки, П. Чайковского, А.
Аренского в каталоге издательства представлены пьесы В. Ребикова, Ц.
Кюи.
– Издание сочинений современных
авторов: Р. Щедрина, Г. Канчели, В. Полторацкого, В. Рябова, Н.
Мндоянца и др.
Сегодня старейшее музыкальное
издательство «Музыка» и одно из самых молодых «П. Юргенсон» работают
как единый издательский дом, в который также входит третий участник
– недавно образованное издательство
«Гамма-Пресс», специализирующееся на книгах по теории и истории
искусства. Высочайшая профессиональная планка сегодняшних
музыкальных редакторов (профессия, которой не учат ни в одном
учебном заведении) – В. Рубцовой, М. Городецкой, О. Гусевой, Т.
Ершовой, К. Кондахчан, О. Макаренко, В. Мудьюгиной, В. Панкратовой,
В. Самарина, Н. Умновой, С. Чеботарева, М. Шпановой, Т. Ямпольского,
художника Д. Аникеева, руководителя производственного отдела Н.
Добрыниной позволяет изданиям выдерживать самую жесткую конкуренцию
и получать заслуженное признание как в российском музыкальном
сообществе, так и на отечественных и международных выставках.
|